Решения
Внутренний финансовый контроль
Задачи внутреннего финансового контроля
обеспечение соблюдения требований бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы бюджетных правоотношений, внутренних стандартов и процедур осуществления финансового менеджмента
обеспечение полноты и достоверности бухгалтерской (бюджетной) отчетности и отчетности о реализации государственных программ, исполнении государственных заданий, управленческой отчетности
Для выполнения данных задач мы предлагаем построение процессной модели ВФК, основанной на рисках невыполнения 20 бюджетных процедур, определенных Минфином и подверженных проверке со стороны Счетной палаты:
- Составление и представление в финансовый орган соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (орган управления государственным внебюджетным фондом) документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета, в том числе реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований.
- Составление и представление главному администратору (администратору) бюджетных средств документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета.
- Составление и представление документов в Федеральное казначейство (финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования, орган управления государственным внебюджетным фондом), необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам бюджета, расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета.
- Составление, утверждение и ведение бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.
- Составление и направление документов в финансовый орган соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (Федеральное казначейство, орган управления государственным внебюджетным фондом), необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи, а также для доведения (распределения) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств.
- Составление, утверждение и ведение бюджетных смет и (или) составление (утверждение) свода бюджетных смет.
- Формирование и утверждение государственных (муниципальных) заданий в отношении подведомственных государственных (муниципальных) учреждений.
- Составление и исполнение бюджетной сметы.
- Принятие в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств.
- Осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в бюджет, пеней и штрафов по ним (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, таможенным законодательством, законодательством Российской Федерации о страховых взносах).
- Принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, таможенным законодательством, законодательством Российской Федерации о страховых взносах).
- Принятие решений о зачете (об уточнении) платежей в бюджет (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, таможенным законодательством, законодательством Российской Федерации о страховых взносах).
- Ведение бюджетного учета, в том числе принятие к учету первичных учетных документов (сводных учетных документов), отражение информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведение оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций.
- Составление и представление бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности.
- Обеспечение соблюдения получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
- Исполнение судебных актов по искам к публично-правовому образованию, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений.
- Распределение лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.
- Осуществление предусмотренных правовыми актами о предоставлении межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления.
- Осуществление предусмотренных правовыми актами о предоставлении (осуществлении) бюджетных инвестиций действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления.
- Осуществление предусмотренных правовыми актами о выделении в распоряжение главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета, действий, направленных на обеспечение адресности и целевого характера использования указанных ассигнований.
Программный риск-ориентированный модуль ВФК, разработанный на платформе «Парус-Бюджет 8»,включает детальный алгоритм контрольных действий, направленных на поиск и предотвращение нарушений при исполнении бюджетного процесса.
- реестр бюджетных процедур;
- реестр бюджетных процессов;
- реестр бюджетных операций;
- реестр типовых нарушений;
- реестр рисков;
- реестр участников бюджетного процесса;
- раздел формирования карт ВФК;
- раздел формирования журнала операций;
- раздел работы с нарушениями;
- раздел администрирования;
- раздел пользовательских процедур;
- раздел нормативно-справочная информация (НСИ).
Перечню вышеуказанных бюджетных процедур соответствуют бюджетные операции в привязке к рискам и ответственным за исполнение бюджетной операции, при этом закрепление контроля по подчиненности учитывает права пользователя на внесение изменений в ПО. На основании перечня бюджетных процедур, операций и степени риска по каждой операции в программном обеспечении формируется «Карта внутреннего финансового контроля» (карта ВФК) в соответствии с рекомендациями Приказа N356.
Схема процессов внутреннего финансового контроля
Внутренний финансовый контроль осуществляется в следующих разделах программного обеспечения:
- Планирование бюджета;
- Исполнение бюджета по доходам и расходам;
- Начисление заработной платы;
- Составление бюджетной отчетности.
Ошибки регистрируются в Реестре нарушений, анализируются и устраняются. Программное обеспечение настроено таким образом, чтобы добиться снижения уровня ошибок при проведении камеральных проверок. Выполнение данных условий в конечном итоге позволит улучшить показатели финансового менеджмента получателя бюджетных средств. В случае использования однотипного программного обеспечения у получателей бюджетных средств возможно создание единой системы мониторинга, доступной центральному аппарату ГРБС. Это позволит осуществлять мониторинг подведомственной сети для обнаружения и устранения ошибок в бюджетном учете.
Преимущества автоматизации процесса внутреннего финансового контроля
Для выполнения данных задач мы предлагаем построение процессной модели ВФК, основанной на рисках невыполнения 20 бюджетных процедур, определенных Минфином и подверженных проверке со стороны Счетной палаты: