+7 (499) 745-02-01 MAIL@NPC-GORIZONT.RU

Решения

Внутренний финансовый контроль

Внутренний финансовый контроль (ВФК) является одним из обязательных элементов финансового менеджмента, осуществляемого в организациях сектора государственного и муниципального управления.

Задачи внутреннего финансового контроля

1

обеспечение соблюдения требований бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы бюджетных правоотношений, внутренних стандартов и процедур осуществления финансового менеджмента

2
достижение установленных или запланированных показателей, характеризующих результаты осуществления финансового менеджмента
3

обеспечение полноты и достоверности бухгалтерской (бюджетной) отчетности и отчетности о реализации государственных программ, исполнении государственных заданий, управленческой отчетности

Для выполнения данных задач мы предлагаем построение процессной модели ВФК, основанной на рисках невыполнения 20 бюджетных процедур, определенных Минфином и подверженных проверке со стороны Счетной палаты:

 

  1. Составление и представление в финансовый орган соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (орган управления государственным внебюджетным фондом) документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета, в том числе реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований.
  2. Составление и представление главному администратору (администратору) бюджетных средств документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета.
  3. Составление и представление документов в Федеральное казначейство (финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования, орган управления государственным внебюджетным фондом), необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам бюджета, расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета.
  4. Составление, утверждение и ведение бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.
  5. Составление и направление документов в финансовый орган соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (Федеральное казначейство, орган управления государственным внебюджетным фондом), необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи, а также для доведения (распределения) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств.
  6. Составление, утверждение и ведение бюджетных смет и (или) составление (утверждение) свода бюджетных смет.
  7. Формирование и утверждение государственных (муниципальных) заданий в отношении подведомственных государственных (муниципальных) учреждений.
  8. Составление и исполнение бюджетной сметы.
  9. Принятие в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств.
  10. Осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в бюджет, пеней и штрафов по ним (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, таможенным законодательством, законодательством Российской Федерации о страховых взносах).
  11. Принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, таможенным законодательством, законодательством Российской Федерации о страховых взносах).
  12. Принятие решений о зачете (об уточнении) платежей в бюджет (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, таможенным законодательством, законодательством Российской Федерации о страховых взносах).
  13. Ведение бюджетного учета, в том числе принятие к учету первичных учетных документов (сводных учетных документов), отражение информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведение оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций.
  14. Составление и представление бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности.
  15. Обеспечение соблюдения получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
  16. Исполнение судебных актов по искам к публично-правовому образованию, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений.
  17. Распределение лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.
  18. Осуществление предусмотренных правовыми актами о предоставлении межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления.
  19. Осуществление предусмотренных правовыми актами о предоставлении (осуществлении) бюджетных инвестиций действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления.
  20. Осуществление предусмотренных правовыми актами о выделении в распоряжение главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета, действий, направленных на обеспечение адресности и целевого характера использования указанных ассигнований.

Программный риск-ориентированный модуль ВФК, разработанный на платформе «Парус-Бюджет 8»,включает детальный алгоритм контрольных действий, направленных на поиск и предотвращение нарушений при исполнении бюджетного процесса.

Модуль включает в себя:
  • реестр бюджетных процедур;
  • реестр бюджетных процессов;
  • реестр бюджетных операций;
  • реестр типовых нарушений;
  • реестр рисков;
  • реестр участников бюджетного процесса;
  • раздел формирования карт ВФК;
  • раздел формирования журнала операций;
  • раздел работы с нарушениями;
  • раздел администрирования;
  • раздел пользовательских процедур;
  • раздел нормативно-справочная информация (НСИ).

Перечню вышеуказанных бюджетных процедур соответствуют бюджетные операции в привязке к рискам и ответственным за исполнение бюджетной операции, при этом закрепление контроля по подчиненности учитывает права пользователя на внесение изменений в ПО. На основании перечня бюджетных процедур, операций и степени риска по каждой операции в программном обеспечении формируется «Карта внутреннего финансового контроля» (карта ВФК) в соответствии с рекомендациями Приказа N356.

Схема процессов внутреннего финансового контроля

Внутренний финансовый контроль осуществляется в следующих разделах программного обеспечения:

  • Планирование бюджета;
  • Исполнение бюджета по доходам и расходам;
  • Начисление заработной платы;
  • Составление бюджетной отчетности.

Ошибки регистрируются в Реестре нарушений, анализируются и устраняются. Программное обеспечение настроено таким образом, чтобы добиться снижения уровня ошибок при проведении камеральных проверок. Выполнение данных условий в конечном итоге позволит улучшить показатели финансового менеджмента получателя бюджетных средств. В случае использования однотипного программного обеспечения у получателей бюджетных средств возможно создание единой системы мониторинга, доступной центральному аппарату ГРБС. Это позволит осуществлять мониторинг подведомственной сети для обнаружения и устранения ошибок в бюджетном учете. 

Преимущества автоматизации процесса внутреннего финансового контроля

Для выполнения данных задач мы предлагаем построение процессной модели ВФК, основанной на рисках невыполнения 20 бюджетных процедур, определенных Минфином и подверженных проверке со стороны Счетной палаты:

Обеспечение соблюдения требований бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы бюджетных правоотношений, внутренних стандартов и процедур осуществления финансового менеджмента
Предотвращение нарушений бюджетного законодательства РФ и иных нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Повышение результативности использования бюджетных средств