+7 (499) 745-02-01 MAIL@NPC-GORIZONT.RU

Решения

Внутренний финансовый контроль

Внутренний финансовый контроль (ВФК) является одним из обязательных элементов финансового менеджмента, осуществляемого в организациях сектора государственного и муниципального управления.

Задачи внутреннего финансового контроля

1

обеспечение соблюдения требований бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы бюджетных правоотношений, внутренних стандартов и процедур осуществления финансового менеджмента

2
достижение установленных или запланированных показателей, характеризующих результаты осуществления финансового менеджмента
3

обеспечение полноты и достоверности бухгалтерской (бюджетной) отчетности и отчетности о реализации государственных программ, исполнении государственных заданий, управленческой отчетности

Для выполнения данных задач мы предлагаем построение процессной модели ВФК, основанной на рисках невыполнения 20 бюджетных процедур, определенных Минфином и подверженных проверке со стороны Счетной палаты:

 

  1. Составление и представление в финансовый орган соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (орган управления государственным внебюджетным фондом) документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета, в том числе реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований.
  2. Составление и представление главному администратору (администратору) бюджетных средств документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета.
  3. Составление и представление документов в Федеральное казначейство (финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования, орган управления государственным внебюджетным фондом), необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам бюджета, расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета.
  4. Составление, утверждение и ведение бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.
  5. Составление и направление документов в финансовый орган соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (Федеральное казначейство, орган управления государственным внебюджетным фондом), необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи, а также для доведения (распределения) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств.
  6. Составление, утверждение и ведение бюджетных смет и (или) составление (утверждение) свода бюджетных смет.
  7. Формирование и утверждение государственных (муниципальных) заданий в отношении подведомственных государственных (муниципальных) учреждений.
  8. Составление и исполнение бюджетной сметы.
  9. Принятие в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств.
  10. Осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в бюджет, пеней и штрафов по ним (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, таможенным законодательством, законодательством Российской Федерации о страховых взносах).
  11. Принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, таможенным законодательством, законодательством Российской Федерации о страховых взносах).
  12. Принятие решений о зачете (об уточнении) платежей в бюджет (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, таможенным законодательством, законодательством Российской Федерации о страховых взносах).
  13. Ведение бюджетного учета, в том числе принятие к учету первичных учетных документов (сводных учетных документов), отражение информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведение оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций.
  14. Составление и представление бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности.
  15. Обеспечение соблюдения получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
  16. Исполнение судебных актов по искам к публично-правовому образованию, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений.
  17. Распределение лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.
  18. Осуществление предусмотренных правовыми актами о предоставлении межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления.
  19. Осуществление предусмотренных правовыми актами о предоставлении (осуществлении) бюджетных инвестиций действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления.
  20. Осуществление предусмотренных правовыми актами о выделении в распоряжение главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета, действий, направленных на обеспечение адресности и целевого характера использования указанных ассигнований.

Программный риск-ориентированный модуль ВФК, разработанный на платформе «Парус-Бюджет 8»,включает детальный алгоритм контрольных действий, направленных на поиск и предотвращение нарушений при исполнении бюджетного процесса.

Модуль включает в себя:
  • реестр бюджетных процедур;
  • реестр бюджетных процессов;
  • реестр бюджетных операций;
  • реестр типовых нарушений;
  • реестр рисков;
  • реестр участников бюджетного процесса;
  • раздел формирования карт ВФК;
  • раздел формирования журнала операций;
  • раздел работы с нарушениями;
  • раздел администрирования;
  • раздел пользовательских процедур;
  • раздел нормативно-справочная информация (НСИ).
Перечню вышеуказанных бюджетных процедур соответствуют бюджетные операции в привязке к рискам и ответственным за исполнение бюджетной операции, при этом закрепление контроля по подчиненности учитывает права пользователя на внесение изменений в ПО. На основании перечня бюджетных процедур, операций и степени риска по каждой операции в программном обеспечении формируется «Карта внутреннего финансового контроля» (карта ВФК) в соответствии с рекомендациями Приказа N356.

Схема процессов внутреннего финансового контроля

Внутренний финансовый контроль осуществляется в следующих разделах программного обеспечения:

  • Планирование бюджета;
  • Исполнение бюджета по доходам и расходам;
  • Начисление заработной платы;
  • Составление бюджетной отчетности.

Ошибки регистрируются в Реестре нарушений, анализируются и устраняются. Программное обеспечение настроено таким образом, чтобы добиться снижения уровня ошибок при проведении камеральных проверок. Выполнение данных условий в конечном итоге позволит улучшить показатели финансового менеджмента получателя бюджетных средств. В случае использования однотипного программного обеспечения у получателей бюджетных средств возможно создание единой системы мониторинга, доступной центральному аппарату ГРБС. Это позволит осуществлять мониторинг подведомственной сети для обнаружения и устранения ошибок в бюджетном учете. Компания “СовИнТех” в стратегическом партнёрстве с ведущими государственными научно-исследовательскими институтами предлагает создать эффективную систему внутреннего финансового контроля.

Преимущества автоматизации процесса внутреннего финансового контроля

Для выполнения данных задач мы предлагаем построение процессной модели ВФК, основанной на рисках невыполнения 20 бюджетных процедур, определенных Минфином и подверженных проверке со стороны Счетной палаты:

Обеспечение соблюдения требований бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы бюджетных правоотношений, внутренних стандартов и процедур осуществления финансового менеджмента
Предотвращение нарушений бюджетного законодательства РФ и иных нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Повышение результативности использования бюджетных средств